ИКОП "Сферум"
Информационно-коммуникационная платформа «Сферум» - это
российский коммуникационный сервис, который создан и развивается при
поддержки Минпросвещения и Минцифры в соответствии с постановлением
Правительства РФ [1] и способствует достижение целей федерального проекта
«Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование» [2] по
модернизации и развитию системы начального общего, основного общего и
среднего общего образования. Платформа «Сферум» не заменяет традиционный
урок, а призвана сделать обучение более гибким, технологичным и удобным.
Использование ИКОП «Сферум» в образовательной деятельности
осуществляется с целью формирования единой среды коммуникаций для всех
участников образовательных отношений.
Идеи о создании и развитии образовательной платформы возникли в 2020
году после вынужденного перехода образовательных организаций на
дистанционное обучение. Образовательным организациям пришлось применять
различные системы, в том числе зарубежные решения с хранением
персональных данных за пределами России. Они не были предусмотрены для
обучения, что приводило к регулярным срывам занятий и нарушениям учебного
процесса.
Основной задачей платформы «Сферум» является помощь
педагогическому работнику в организации образовательной деятельности.
Данный образовательный ресурс не заменяет традиционное образование, а
дополняет его и делает более эффективным [3].
Преимущества использования ИКОП «Сферум»
1. Функциональность образовательной платформы
ИКОП «Сферум» используется для решения большого спектра учебных
задач, таких как:
общение в групповых/индивидуальных чатах между
педагогами, учащимися и родителями, изучение мнения участников
образовательного процесса (публикация опросов и др.);
отправка и хранение учебных материалов;
организация дистанционных занятий с учащимися, в случаях,
когда посещение очных занятий невозможно (введение карантина в
образовательной организации, неудовлетворительные погодные условия,
участие обучающихся в выездных соревнованиях и конкурсах и др.);
повторение пройденного материала обучающимся в ходе
просмотра записи урока;
организация внеучебной деятельности обучающихся
(проектная деятельность, проведение классных часов, экскурсий,
олимпиад, онлайн-марафонов и др.);
организация сетевого взаимодействия (подключение к
занятиям сотрудников иных образовательных организаций, культурно-
просветительских организаций);
проведение родительских собраний посредством
видеоконференцсвязи;
трансляция концертов образовательной организации и
соревнований в режиме онлайн;
ведение информационного канала образовательной
организации, сообществ секций и кружков в учреждении;
осуществление профессионального роста и развитие
компетенций педагогических работников (участие в обучающих
вебинарах, в работе методических объединениях, предметных
ассоциациях и др.);
Данный список учебных задач не является исчерпывающим, разработчики
коммуникационной платформы продолжают развитие данного сервиса.
Обращаем внимание, что ИКОП «Сферум» не заменяет действующий
электронный журнал и дневник. Домашние задания, оценки и расписание
также продолжают размещаться педагогическими работниками в АИС «ЭПОС».
Просмотр данных об успеваемости обучающегося доступно для учеников и
родителей также через федеральную государственную информационную
систему «Моя школа».
2. Платформа является российским программным обеспечением,
созданным для образовательной сферы
Согласно действующему законодательству при предоставлении
государственных и муниципальных услуг, выполнении государственного или
муниципального задания, запрещено использование принадлежащих
иностранным юридическим лицам и (или) иностранным гражданам
информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных
машин, которые предназначены и (или) используются для обмена
электронными сообщениями исключительно между пользователями этих
информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных
машин [3].
Под данное ограничение на использование попадают иностранные
информационные системы для обмена сообщениями (мессенджеры), ранее
получившие широкое распространение при организации коммуникаций
педагогов с учащимися и родителями. На сайте федеральной службы по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор) размещен перечень мессенджеров, которые отнесены к
иностранным на 01 марта 2023 года (https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news74672.htm).
ИКОП «Сферум» применяется как аналог иностранных
мессенджеров, которые запрещены для использования при предоставлении
государственных и муниципальных услуг, выполнении государственного
или муниципального задания, в том числе в сфере образования.
Аналогичных федеральных государственных образовательных платформ
в Российской Федерации, созданных для коммуникации участников
образовательного процесса не создано, ИКОП «Сферум» является
единственным отечественным решением для использования в образовательной
среде.
ИКОП «Сферум» включена в Реестр российских программ для
электронных вычислительных машин и баз данных (запись в реестре N 10192).
Данные в Реестре российского программного обеспечения
https://reestr.digital.gov.ru/reestr/330417/.
Вычислительная инфраструктура для обеспечения работоспособности
сервиса и дата-центры находятся в России. Разработчиком и правообладателем
образовательной платформы является российская ООО «Компания ВК»,
которое входит в группу компаний VK. VK осуществляет свою операционную
деятельность на территории России и действует в соответствии с российским
законодательством. VK (МКПАО «ВК») зарегистрирована на территории РФ -
в специальном административном районе на острове Октябрьский
Калининградской области.
3. Безопасность
Платформа «Сферум» - это закрытое и безопасное пространство, в чатах
находятся только проверенные пользователи – учителя, обучающиеся и их
родители. Посторонние люди не могут присоединиться к чату класса/группы. В
учебном профиле нет рекламы, спама и платных сервисов.
Присоединение обучающихся и родителей к учебным чатам
образовательной платформы возможно через личный кабинет электронного
журнала и дневника АИС «ЭПОС» либо при получении ссылки-приглашения в
чат от учителя. Более детально механизм создания учебного профиля в ИКОП
«Сферум» и алгоритм присоединения к чатам описан в инструкции, а также на
сайте образовательной платформы https://sferum.ru.
Обращаем внимание, что создание учебного профиля в ИКОП «Сферум»
не влечет за собой регистрацию в социальной сети «ВКонтакте». Если у
пользователя уже есть аккаунт в социальной сети - он при входе в учебный
профиль «Сферум» не деанонимизируется (то есть пользователи платформы не
могут переходить на страницы «ВКонтакте» друг друга и даже знать о
существовании таковых) [5].
VK-технологии повысили уровень защиты данных: в личном кабинете
можно легко просмотреть сессии во всех сервисах со всех устройств и
завершить неактуальные, а также мгновенно сменить пароль. Для большей
безопасности VK-технологии предусматривают привязку номера телефона и
функцию подтверждения входа секретным кодом [6].
Документы и нормативно-правовые акты, регламентирующие
использование коммуникационной платформы
[1] Постановление Правительства РФ от 13.07.2022 № 1241 «О
федеральной государственной информационной системе «Моя школа» и
внесении изменения в подпункт «а» пункта 2 Положения об инфраструктуре,
обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие
информационных систем, используемых для предоставления государственных и
муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных
функций в электронной форме» (далее – Постановление Правительства РФ
№1241);
[2] Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации
по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол
от 24.12.2018 № 16;
[3] Распоряжение Правительства РФ от 18.10.2023 N 2894-р «Об
утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации
образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения
Российской Федерации и признании утратившим силу распоряжения
Правительства РФ от 02.12.2021 N 3427-р»;
[4] Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации»;
[5] Письмо Минпросвещения России от 31.07.2023 N 04-423 «Об
исполнении протокола» (вместе с «Методическими рекомендациями для
педагогических работников образовательных организаций общего образования,
образовательных организаций среднего профессионального образования,
образовательных организаций дополнительного образования по использованию
российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и
их родителями (законными представителями)»);
[6] Письмо Минпросвещения России от 22.02.2022 № 04-127 «О
направлении методических рекомендаций»;
[7] Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 № 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Решение об использовании электронного образовательного ресурса при
реализации образовательных программ и организации дистанционной
коммуникации в образовательной организации принимает директор
образовательной организации. О принятом решении использовать ИКОП
«Сферум» образовательная организация информирует обучающихся
и родителей посредствам размещения информации на официальном сайте
учреждения, в ходе личных встреч и родительских собраний.
В случае отказа родителей и обучающихся от использования ИКОП
«Сферум» образовательный процесс может быть организован с
использованием традиционных средств обучения по согласованию с
администрацией образовательной организации.
Вложение | Размер |
---|---|
Приказ о назначении ответственных за организацию использования ИКОП СФЕРУМ | 1.75 МБ |
Приказ об утверждении положения СФЕРУМ +Положение СОШ 146 | 9.21 МБ |
- 931 просмотр